Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья

Мероприятия

15 июня 2022 года

Роль суфизма у ногайцев в прошлом и настоящем

Роль суфизма у ногайцев в прошлом и настоящем Роль суфизма у ногайцев в прошлом и настоящем

 
15 июня 2022 г. в 16-00 в Институте востоковедения РАН состоится 64-е заседание семинара «Кавказ в прошлом и настоящем (общество и политика, экономика и культура)» по теме «Роль суфизма у ногайцев в прошлом и настоящем». Спикер — Ахмет Аминович Ярлыкапов, кандидат исторических наук,ведущий научный сотрудник МГИМО МИД России, старший научный сотрудник ИЭА РАН

Роль суфизма в ногайской истории трудно переоценить. Народные предания приписывают честь обращения в ислам ногайских племен известному суфийскому святому Баба Туклес Шашлы Азизу. Более того, когда эдигеиды (потомки эмира Эдиге, беклербека Золотой Орды) бросили вызов степным династическим традициям и основали собственную, альтернативную чингизидам династию, они построили собственную генеалогию, встроив ее в накшбандийскую сильсилю Баба Туклеса. Потомки Эдиге, князья Юсуповы, воспроизводили именно эту генеалогию, говоря, что их родословие восходит к «халифу Абубекиру». В Ногайской орде были практически повсеместно распространены и накшбандийский, и ясавийский тарикаты. Позднее собственные традиции суфизма с потерей независимости и трагедией мухаджирства были утеряны. Краткий расцвет суфизма в Ногайской степи конца XIX – начала XX века был связан с деятельностью бухарских и чеченских шейхов, в первую очередь шейха Дени Арсанова. Однако уже в 1930-е годы новая власть расправилась с последними суфиями Ногайской степи.

Суфизм возвращается в Ногайскую степь с начала 2000-х годов, когда здесь при помощи суфийского Духовного управления мусульман Дагестана было основано медресе имени Абу Ханифы. Большинство населения все еще воспринимает суфизм как чуждое явление, тем более что шейхи тариката – представители чуждого, «горского» этноса. Однако новая суфийская община стремится легитимироваться через историческую память, особенно через обустройство древних кладбищ, где покоятся не менее 11 суфийских шейхов прошлого и множество их мюридов. Между тем на Нижней Волге знаковые суфийские святые места, тесно связанные с ногайцами, активно осваиваются их соседями: кладбище Мошаик в Астрахани более известно не находящейся здесь могилой Баба Туклеса, а зияратом Махмуда-эфенди ад-Дагистани, а зиярат ногайского святого Сеид-бабы совмещен с мавзолеем Букей-хана и активно осваивается паломниками из Казахстана.