Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья
Мероприятия
20 ноября 2024 года
Доклад «Власть и производство сакрального пространства в современном Узбекистане»
Старший научный сотрудник ЦИЦАКУП, к.и.н. Игорь Панков выступил на XIV научной конференции Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, которая состоялась 18-20 ноября, с докладом «Власть и производство сакрального пространства в современном Узбекистане»
Сакральные места паломничества служат пространством репрезентации религиозного дискурса. Наиболее ярко это проявляется при смене политических идеологий и режимов. Присвоение и господство над пространством позволяют победителю управлять организацией и производством этого пространства. Организация пространственной структуры структурируют не только репрезентацию мира определенной группы, но и саму эту группу, которая упорядочивает себя в соответствии с этой репрезентацией (Бурдье 2001). Если для советских узбеков сакральные места в большей степени выполняли функцию коллективных мест памяти, в которых прошлое мобилизовалось в настоящем в нарративе о святых и их чудесах (P. Sartori 2024), то с обретением независимости в Республике Узбекистан борьба за господство в сфере сакрального между властью и традиционными институтами управления разгорелась с особой силой. Популярные региональные места паломничества (зияратгох/пир/мазар/макам) превратились в сцену отчаянной схватки, в которой победу одержала поддерживаемая властью ханафитская ортодоксия, закрепив тем самым свою монополию на производство сакрального пространства - типовая архитектура и стандартизация ритуала отразили триумф государственной власти.
В докладе на примере пространственной динамики хорезмского мазара Уллу-пир будет продемонстрирована смена режимов отношения государства к локальным религиозным традициям, с постепенным присвоением и распоряжением пространства как источником социальной власти. Концептуально производство и организация пространства рассматривается в категориях теории Анри Лефевра, раскрытой в работе «Производство пространства» и трудах социального географа Дэвида Харви.